Письма якобы от Госуслуг и звонки из банков: разбираем, какие схемы используют мошенники

Уж сколько раз твердили миру: не сообщайте кому попало персональные данные, номера карт, SMS-коды и пароли. И тем не менее, каждый год мошенники выманивают миллиарды у доверчивых граждан.

Сотовые компании: нам бы ваши данные проверить, да действие SIM-карты продлить

Мошенники представляются сотрудниками сотовых компаний и начинают просить всякое.

Например, требуют паспортные данные, угрожая отключить сотовую связь. Аргументом служат нормы несуществующего закона, по которому мобильный оператор, якобы, вправе приостановить услуги, если абонент не подтверждает запрашиваемые сведения.

Схема рассчитана на людей, которые склонны принимать скоропалительные решения, которые боятся остаться без связи с родственниками и друзьями.

А ещё вам могут сообщить «радостную» новость: оказывается, срок действия вашего номера или SIM-карты истёк, и хорошо бы продлить. Вы же хотите? Ну так нет ничего проще — назовите код из SMS, который сейчас придёт.

Так или иначе, если мошенникам удаётся выудить необходимые данные, то на пострадавших владельцев берётся микрокредит или, скажем, оформляется фирма-однодневка под незаконные операции. Ещё так можно потерять деньги на банковском счету, если мошенник в разговоре с вами пытается взломать ваш интернет-банк.

Иногда мобильным операторам действительно необходимо подтвердить данные клиентов, но это не делается по телефону, и никогда — в срочном порядке. Ну а коды из SMS операторы тоже не спрашивают. И банки не спрашивают. Только мошенники.

Банки: от вас тут какие-то странные переводы

Представившийся сотрудником банка человек по телефону сообщает вам о совершении незаконных транзакций или списаниях по вашему счёту, подчас используя сложные термины, абсурдность которых многие из нас не поймут. Человек грозит штрафами, полицией, требует предоставить личные данные и данные по картам или счёту, чтобы последствий можно было избежать.

Расчёт на доверчивых людей, которых можно легко запугать строгим голосом. Дополнительный стимул сделать всё так, как говорит незнакомец, — страх за свои деньги.

Каждый раз, когда незнакомые люди у вас просят деньги или личные данные в срочном порядке, вы, в первую очередь, должны заподозрить в этом мошенничество. Срочность — козырная карта злоумышленников, ведь им важно, чтобы у вас не было времени на размышления.

Ни при каких обстоятельствах не называйте по телефону кодовые слова, номера банковских карт и другие личные сведения. Сотрудники банков никогда не запрашивают такую информацию. В некоторых случаях сотрудники могут позвонить вам, чтобы что-то прорекламировать, подтвердить совершенные вами платежи, не требуя персональных данных.

И ещё один популярный предлог от мошенника, прикрывающегося вашим банком: перевод ваших денег на безопасный счёт, чтобы спасти их от… мошенников. Нет никаких особых безопасных счетов. Запомните и другим расскажите.

Микрозаймы: тут у нас что-то сломалось, но мы сейчас поправим

Мошенники нередко скупают базы данных с персональной информацией и используют их для получения кредитных средств — одновременно в десятках микрофинансовых организаций (МФО). Если в этой базе есть вы, вам для подтверждения действий на телефон начинают поступать десятки SMS с кодами подтверждений. Через некоторое время раздаётся звонок от якобы действующей МФО с просьбой прислать скриншот с SMS для решения возникшей технической проблемы. Если выполнить просьбу, у вас появится настоящая ответственность за кредит, который получит мошенник.

Расчёт жуликов на то, что вы очень хотите прекратить спам, а также на то, что в стрессовой ситуации человек может поступить ошибочно.

Всё просто: никаких кодов с вашего телефона и личных данных никаким случайным людям.

Госуслуги: из-за сбоя нарушена привязка вашего полиса к поликлинике

Пользователь получает на электронную почту сообщение о технических сбоях в работе интернет-портала Госуслуг. Последствие сбоя — открепление от районной поликлиники. Для возобновления работы сервиса нужно всего ничего: заново ввести свои данные и оплатить небольшую госпошлину. К письму прилагается ссылка на фальшивый сайт Госуслуг и форма для оплаты. Человек теряет и деньги и контроль над доступом к государственному сервису. Это чревато новыми бедами: на пострадавшего могут навесить кучу финансовых обязательств.

Здесь расчёт на тех, кто не слишком разбирается в технологиях и забудет убедиться в том, что он действительно действует на сайте Госуслуг.

Ссылка на вредоносный сайт может быть похожей на сайт Госуслуг, банка, оператора связи, но никогда не будет правильной. Всегда проверяйте любой сайт, на котором вы вводите свои персональные данные или через который совершаете платёж.

Участковый: проявите сознательность и помогите взять преступника с поличным

Вначале человеку звонит мошенник и с угрозами, в резких тонах требует деньги. Через некоторое время, скажем, на следующий день, раздаётся второй звонок, от участкового, который сообщает, что готовится операция по поимке вчерашнего преступника. Лжеучастковый просит жертву перевести деньги по указанным реквизитам, чтобы избавить общество от вора, взяв его с поличным.

Такой сценарий чаще всего срабатывает с пожилыми людьми, которые склонны доверять людям в погонах, даже незнакомым и воображаемым.

Предупредите пожилых родственников: любые просьбы о переводах (могут быть другие сценарии) — это мошенничество.

Онлайн-розыгрыш: вы выиграли в благотворительной лотерее

Человеку поступает звонок с предложением принять участие в лотерее, где на кону крупные призы. Есть, конечно, небольшой вступительный взнос. Иногда говорят, что человек уже выиграл, и надо лишь сделать символический платёж за конвертацию выигрыша в рубли или заплатить налог. Присылают ссылку для оплаты. После неё с карты пропадают все деньги, а персональная информация пострадавшего — в руках преступников.

Очевидно, что ставка делается на людей, которые падки на лёгкие деньги. Но мы ведь с вами не такие, верно?

Во всех случаях, когда вы сами любым способом отдаёте свои данные по банковской карте мошеннику, вернуть потерянные деньги крайне проблематично.

Лучший способ оградить себя от мошенников — не вступать с ними в разговор.