Рост семейной и детской миграции

Рост семейной и детской миграции в Россию является широко известным и обсуждаемым феноменом, все более заметным не только специалистам и государственным службам, но и местному населению. Сам факт увеличения семейной и детской миграции свидетельствует об изменении установок мигрантов. Длительное время находящиеся в трудовой либо образовательной миграции иностранные граждане, хотя и имеют правовой статус «временно пребывающих» в Российской Федерации, все более тесно начинают связывать себя с нашей страной – как в бытовом, экономическом, социальном, так и в психологическом смысле. Поскольку временно пребывающие мигранты на самом деле являются частью постоянного населения российских мегаполисов, в особенности Москвы и Санкт-Петербурга, стремление перевезти в Россию ребёнка в условиях массовой трудовой миграции является результатом длительного процесса адаптации, демонстрирующим готовность трудовых мигрантов и членов их семей воспринимать принимающую страну как место постоянного жительства.

Решение иностранного гражданина привезти, или, тем более, родить ребенка в России, в таком ракурсе можно рассматривать в качестве индикатора успешности не только процессов социально-культурной адаптации трудовых мигрантов, но и миграционной политики. Стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации — одна из приоритетных целей Концепции государственной миграционной политики до 2025 года. Среди положений Концепции – создание условий и стимулов для переселения в РФ на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и иностранных граждан. Для реализации этих положений предусмотрен ряд задач, среди которых: содействие переселению в РФ иностранных граждан в целях воссоединения семей; содействие соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории РФ; обеспечение доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским, образовательным услугам в зависимости от их правового статуса.

По оценкам специалистов, в зависимости от страны происхождения, дети составляют от 6 до 20 процентов всех иностранных граждан, пребывающих в России, их количество превышает 1,2 млн. человек. Дети-иностранные граждане в Санкт-Петербурге составляют заметную часть постоянного населения города, их численность на 2018 год составляла порядка 50 тысяч человек.

В процессе адаптации в Санкт-Петербурге дети-мигранты сталкиваются с рядом проблем, как социального, так и правового свойства. Статус временно пребывающих иностранных граждан оборачивается для детей-мигрантов ситуацией ограничения доступа к реализации их социальных прав, в том числе права на доступ к школьному и дошкольному образованию, здравоохранению и социальной поддержки. Мигранты, оказавшись в новом социокультурном контексте, вынуждены конструировать иную гражданскую идентичность. Эта ситуация является еще более сложная для детей мигрантов, на процесс формирования гражданской идентичности которых оказывают влияние противоречивые установки, исходящие от учителей и сверстников с одной стороны, и мнения и установки родителей и членов диаспоры с другой.

Целый ряд неурегулированных лакун в правовом положении детей-мигрантов ухудшает условия их социально-культурной и правовой адаптации и последующей интеграции в российское общество дети нуждаются языковой, социальной, культурной и психологической адаптации. Организация содействия изучению русского языка и местной культуры детьми-мигрантами, для которых русский язык не является родным языком – одна из первостепенных задач, на решение которой должна быть направлена деятельность как государственных, так и общественных организаций. Особого внимания органов государственной власти, местного самоуправления и системы образования в целом требует социализация детей-мигрантов: их адаптация осложняется трудностью освоения неродного языка, а также состояние культурного шока. Важно принимать меры по целенаправленной языковой, культурной и социальной адаптации детей-мигрантов, проводить мониторинг их вовлеченности в систему общего образования, содействовать деятельности общественных организаций, направленной на обучение детей-мигрантов русскому языку и культуре. 

Содействие адаптации детей-мигрантов требует учета основных особенностей этой целевой группы, комплексной реализации мер не только языковой, но и правовой, социальной, культурной и психологической поддержки, должна проводиться работа с их родителями, организован доступ в учреждения образования, решены вопросы правового статуса. Общие выводы, сделанные в результате многочисленных исследований процессов адаптации детей-мигрантов в российских школах, позволяют утверждать, что чем раньше ребенок-инофон встраивается в систему дошкольного и начального образования, тем успешнее проходит его социализация в российском обществе. 

Адресатами программ адаптации детей-мигрантов могут и должны являться и местные российские дети с родным русским языком. Адаптация и интеграция невозможны без участия местного сообщества и русскоязычных детских коллективов. Важным условием эффективности социально-культурной адаптации мигрантов является содействие формированию благожелательной, открытой и инновационной образовательной и социальной среды в местном сообществе, противодействие ксенофобии, дискриминации, профилактика экстремизма. 

В последние десятилетия в России накоплен серьезный опыт реализации проектов, способствующих социально-культурной адаптации детей-инофонов. Осмысление и обобщение опыта государственных и общественных организаций, в особенности форматов их сотрудничества в работе с детьми-инофонами необходимо для тиражирования успешных практик и разработок, их внедрения в систему социальных и образовательных учреждений, ответственных за адаптацию детей-мигрантов. В последующих публикациях будут рассмотрены проекты и мероприятия по адаптации детей—инофонов, проводимые в Санкт-Петербург.