Порядок и сроки рассмотрения обращений в органах прокуратуры

Порядок и сроки рассмотрения обращений в органах прокуратуры

     Рассмотрение обращений физических и юридических лиц занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры и является неотъемлемой функцией правозащитной деятельности, направленной на охрану прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка.

     Работа с обращениями граждан осуществляется в соответствии с требованиями Конституции РФ, Федеральных законов «О прокуратуре РФ» и «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Уголовно-процессуальным кодексом РФ, приказами и указаниями Генерального прокурора РФ.

      В соответствии с действующим законодательством общий срок рассмотрения обращения составляет 30 дней. Продление указанного срока допускается только в исключительных случаях и не более чем на 30 дней, о чем гражданину направляется соответствующее уведомление.

     При рассмотрении жалоб по вопросу действий (бездействий) и решений органов внутренних дел срок рассмотрения исчисляется в соответствии со ст.124 Уголовно-процессуального кодекса РФ и составляет 3 суток со дня поступления жалобы. При необходимости истребования дополнительных материалов либо принятия иных мер, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

     Необходимо помнить, что при подаче письменного обращения в органы прокуратуры, должен быть соблюден ряд требований. Так, обращение гражданина, должностного и иного лица в обязательном порядке должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность. Гражданин, направивший обращение, обязан указать фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись и дату.

  При необходимости, для подтверждения своих доводов гражданин имеет право приложить к письменному обращению документы и материалы или их копии.

     Если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

  Также, если текст письменного обращения не поддается прочтению, лишен смысла, либо в нем содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи обращение может быть оставлено без разрешения.

   При подаче обращения заявителям необходимо придерживаться принципа подведомственности и направлять письменные обращения непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленного вопроса.

   Так, например, заявления по вопросам исполнения судебных решений следует подавать в отдел Федеральной службы судебных приставов, пенсионные вопросы подведомственны отделению Пенсионного фонда РФ, вопросы предоставления коммунальных услуг относятся к компетенции Администрации района и Государственной жилищной инспекции, вопросы защиты прав потребителей, в том числе обоснованности начисления коммунальных платежей ЗАО «Петроэлектросбыт» подведомственны Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, а рассмотрение трудовых споров входит в компетенцию Государственной инспекции труда.

      Жалобы на неэтичное поведение должностных лиц необходимо направлять руководителю того органа, где эти должностные лица работают, для проведения служебной проверки и применения мер дисциплинарного взыскания.

   При соблюдении всех вышеперечисленных требований удастся достичь наиболее эффективного и оперативного устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав.

Ст. помощник прокурора Калининского района Санкт-Петербурга

юрист 1 класса Е.С. Загороднюк