Интервью с Генеральным консулом Литовской Республики в Санкт-Петербурге господином Дайнюсом Нумгаудисом в предверии празднования народами Европы Иванова дня

Господин Генеральный консул, здравствуйте!

Свейки! Здравствуйте!

 

Вы являетесь не только действующим дипломатическим работником, но и историком, педагогом, прошедшим весь путь в структуре органов образования: от учителя и директора школы до высоких министерских должностей в Правительстве Литовской республики. В связи с эти прошу Вас рассказать, как празднуют в Литве Иванов День или же Йонинес, отмечаемый в ночь с 23 на 24 июня?

 

Праздник Йонинес (Jonines) в Литве, который в России, Украине и Беларуси отмечают как Купалы или Иванов день также называют праздником Расос. В древности балты-литовцы отмечали в эту ночь праздник Росы. Они приносили жертвы языческим богам, жрицы-вайдилуте зажигали жертвенный огонь. После того, как в Литве укрепилось христианство, этот праздник был соотнесен с днем Св. Иоанна, и его стали называть «Йонинес». Но, несмотря на то, что название праздника изменилось, традиции и обряды остались прежними. Название Расос возродилось недавно, в XIX – XX веках, в период времени, который мы называем романтизмом. Романтизму свойственно возвышать историческое прошлое народа. В первый раз название Расос упомянул Теодор Нарбут, который считал, что это название происходит от названия одного из пригородов Вильнюса. Во второй половине XX столетия в определенный момент времени оба названия – Йонинес и Расос конкурировали между собой за честь считаться дохристианским названием праздника. Более широкую известность название праздника Расос получило после 1991 года, благодаря средствам массовой информации. В настоящее время Йонинес является официальным государственным праздником Литовской Республики и нерабочим днем.

 

Что вы можете сказать о традициях этого праздника?

 

Праздник Йонинес, Солнцестояния, Расос или Купалы, как бы его не называли, особое внимание уделяет начавшим цвести лечебным растениям. Люди верили, что своей наибольшей силы растения достигали именно вечером этого дня. Начиная с 16 века, историки упоминают о традиции сбора лечебных растений. Как правило, ко дню солнцестояния посевы уже были выращены, поэтому целью земледельцев было обеспечить их безопасность, то есть обуздать силы природы – ветер, ливень, град. Поэтому крестьяне во время праздника Йонинес обходили поля с посевами, таким образом, заключая их в магический круг, который как они верили, даст защиту. Такой обычай получил широкое распространение.

До самого начала XX столетия деревенские жители сохранили мифологизированное понимание пространства и времени. С мифологизированным восприятием пространства и времени связаны и другие праздничные традиции. Начиная с веры в лечебные растения и заканчивая совсем невероятными чудесами, которые происходят только в эту ночь.

Ночь с 23-го июня – самая короткая в году. Считается, что эта волшебная ночь, в которую сбываются гадания или ворожба, а травы, собранные с пестрых лугов, приобретают чудесные лечебные силы. И каждый год самая короткая ночь в году не видит тьмы: как только Солнце на несколько часов скрывается за горизонтом, по всей Литве зажигаются костры. Это один из самых известных символов праздника предназначался для того, чтобы не только осветить пространство торжества, но и сделать его более безопасным.

По древним традициям и обычаям Йонинес празднуется в каждом селе или городке, а самый большой праздник устраивается в Кярнаве на холме Рамбинас, или в Йонаве, городе, который часто называют «столицей литовских Йонасов и Янин». Сюда на праздник собирается множество украшенных венками, наряженных в льняную одежду людей. Песни звучат, и веселье продолжается до рассвета: здесь и поиски цветка папоротника, и танцы, не жалея ни ног, ни обуви.

 

Благодарю Вас, господин Дайнюс, за беседу!

 

Материал подготовил А.Никифоров