Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей

Правоотношения, возникающие в сфере прав потребителей регулируются, в целом, Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

Соответственно, за неисполнение обязательств в данной сфере, предусматривается, в том числе и гражданско-правовая ответственность, функцией которой, является восстановление нарушенной имущественной сферы потребителя за счет имущества правонарушителя.

Ответственность за нарушение обязательств регламентирована положениями главы 25 ГК РФ. Так, к самым распространенным формам гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств в сфере защиты прав потребителей относятся:

— возмещение убытков. В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)

— взыскание неустойки.Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. — компенсация морального вреда. Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Таким образом, в случае нарушения обязательств в сфере прав потребителя, защита нарушенных прав осуществляется в судебном порядке путем подачи иска.

Следует иметь в виду, что до обращения в суд, заявителю необходимо соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования спора, выряжающийся в направлении претензии, содержащей мотивированные требования.

Кроме того, в силу п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, действующее законодательство в данной сфере предусматривает обширный перечень мер защиты нарушенных прав не только для обеспечения соблюдения прав наиболее незащищенной стороны таких правоотношений – потребителей (покупателей, получателей услуг), но и является стимулом для продавцов (изготовителей, исполнителей и тд.) к добросовестному исполнению своих обязательств.